Параван
Потеря паравана в автономке
Это случилось в первой автономке на К-163 после капитального ремонта и модернизации под подводный ракетный старт весной 73 года. Во время ремонта на лодку дополнительно установили ноу-хау - систему параван, для скрытности сеансов приема радиограмм без всплытия в перископное положение и демаскирующего подъема КВ-антенны. Наша лодка, кажется, была первой из проекта К-629 оснащена этим устройством на КТОФ, а я пионером-оператором, чему специально учился у настройщиков Дальзавода во время строительства и ходовых испытаний. Параван это буксируемая КВ-антенна в виде трехметрового подводного самолётика с автоматическими рулями глубины, не позволяющими выскочить антенне на поверхность. Располагалась система в корме над 8-м отсеком в специальном ангаре-надстройке, а управлялась из командного поста в 3-м отсеке с ходовой глубины 40-45 метров.
Потеря паравана произошла на втором месяце автономки, после неоднократных успешных сеансов связи. Но в тот день, на завершающем этапе укладки в ангар, не сработал концевой выключатель лебедки и я увиел предательский аварийный сигнал на пульте управления. ЧП было очень серьезным, поскольку устройство было секретным, имело положительную плавучесть и могло достаться япошкам или америкосам, которые постоянно дежурили в воздухе на своих Орионах.
Мы сразу всплыли под перископ и дали радиограмму на берег о ЧП, а затем пытались найти параван через перископ, бороздя кругами в районе потери. При волнении моря до 3 баллов это было бесполезным занятием. Ночью всплыли и провели визуальное обследование ангара, убедившись в обрыве кабель-тросса. С берега получили команду продолжать автономку, а поиском паравана займутся флотские службы.
Еще в автономке я неоднократно писал рапорта о проишествии, как непосредственный "виновник" события. По возвращению в базу все повторилось в отделах безопасности дивизии, куда нас таскали вместе с командиром БЧ и замполитом. И только поняв, что специально обрвать кабель-трос неправильными действиями оператора невозможно, от меня отстали. Но этот случай заставил конструкторов доработать защиту паравана установкой дублирующих концевых выключателей. Хотя рабочая комиссия в Дальзаводе поговаривала, что возможно, мы зацепили параваном раболовную сеть и до срабатывания концевика дело не дошло. Это подтверждалось всеми моими показаниями, что аварийный сигнал на пульте управления я увидел метров за 5-7 до входа антенны в ангар.
| Скажи что |
|
Много лет. Каждый день. Что-то.
Где-то.
И не для кого-то, а именно для Тебя
Давай, заходи. На одной планете живем все-таки....
Комментарии
(